Очередной площадкой обмена лучшими практиками стала II Всероссийская конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра», прошедшая в Москве со 22 по 24 ноября 2017 года, организованная Министерством образования и науки РФ, МГППУ и Федеральным ресурсным центром (ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС). Конференция объединила представителей государственных структур и общественных организаций, науки и практики, родительского сообщества, которым была предложена обширная деловая программа: пленарные и секционные заседания, круглые столы, семинары, мастер-классы, панельные дискуссии и презентационные площадки.
Одним из партнеров конференции стал Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы – куратор городских образовательных проектов «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с РАС» и «Ресурсная школа». Представители образовательных организаций, участвующих в данных проектах, содержательно отразили богатый опыт Москвы по сопровождению детей с аутизмом.
Начальник отдела методической и инновационной деятельности ГБУ ГППЦ ДОгМ, эксперт Ассоциации инклюзивных школ Елена Ушакова на основе обобщения московского опыта представила коллегам из регионов вариативные технологии обучения и сопровождения детей с РАС на разных уровнях образования. Она подчеркнула необходимость планомерного выстраивания непрерывной вертикали психолого-педагогической помощи детям с аутизмом с раннего возраста до профессионального самоопределения, привела положительные примеры реализации такой помощи в образовательных организациях столицы.
Интерес гостей из регионов вызвал опыт сотрудничества специалистов московских школ с общественными организациями. Этот ресурс помогает эффективнее решать задачи по оказанию психолого-педагогической помощи детям с РАС и их семьям.
В ходе конференции сотрудники Городского психолого-педагогического центра – члены Ассоциации инклюзивных школ - выступили экспертами дискуссионных площадок и модераторами секций. Кроме того, Центр стал одной из презентационных площадок, где были организованы мастер-классы, посвященные педагогическим технологиям работы с детьми с аутизмом. Специалисты Лаборатории технологий сопровождения детей с РАС под руководством Анастасии Козорез продемонстрировали особенности использования коммуникативных досок, начиная с этапа оценки коммуникации при помощи матрицы и заканчивая способами изготовления рабочих материалов. В рамках мастер-классов, прошедших на базе Центра, педагогов из Москвы и регионов научили составлять программу коррекции поведения ребенка за 45 минут с использованием метода «Светофор», направленного на позитивную поддержку поведения ребенка с аутизмом. Внимание участников привлекла и работа с альбомом активностей, позволяющим научить детей выполнять задания и организовывать свой досуг без прямых инструкций и контроля со стороны родителей и учителей.
Образовательные организации, участвующие в проекте «Инклюзивная молекула», также стали презентационными площадками II Всероссийской конференции.
Школа №2009 представила практики применения прикладного анализа поведения при обучении детей с аутизмом с использованием образовательной модели «Ресурсный класс». В рамках презентационной площадки своими наработками поделились тьюторы, кураторы и учителя ресурсного класса, учителя-дефектологи школы №2009, а также представители РОО помощи детям с РАС «Контакт». Гости из регионов получили представление об особенностях организационной модели «Ресурсный класс», узнав о принципах адаптации учебных материалов, подходах к составлению индивидуального расписания, тестировании мотивационных стимулов учащихся с аутизмом и многом другом.
Свой опыт презентовали и сотрудники лицея №1574. Они провели практико-ориентированный семинар, знакомящий с особенностями и возможностями дифференцированного обучения детей с РАС. Слушателям были представлены современные образовательные технологии, в том числе по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся с аутизмом.
Без интереса не осталась и презентационная площадка школы №1465 имени адмирала Кузнецова. Участникам продемонстрировали технологию формирования инклюзивной культуры взаимодействия в коллективе, где дети с аутизмом находятся вместе со своими нейротипичными сверстниками. Площадка была организована при поддержке АНО «Центра проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав».
Презентационная площадка гимназии №1540 была посвящена комплексу тем, среди которых формирование толерантной образовательной среды и взаимодействие с родителями обучающихся.
Коллектив колледжа малого бизнеса №4 знакомил коллег с опытом сопровождения детей с РАС в инклюзивной модели образовательного комплекса. Колледж выступает ярким примером преемственности и непрерывности инклюзивного образования на всех уровнях: от дошкольного отделения до получения профессии. Директор колледжа Тамара Антонова рассказала участникам презентационной площадки о роли инклюзивного детского сада в комплексной реабилитации детей с РАС, формировании базовых учебных навыков при подготовке к школе, о методах альтернативной коммуникации в инклюзивных группах полного дня. Каждая московская презентационная площадка была по-своему уникальна и представила эксклюзивные технологии, модели и методики работы с детьми с РАС.
Как отметили сами участники презентационных площадок и мастер-классов, они смогли не только получить новую информацию, но также вооружиться практическими навыками, которые теперь будут применять в своей ежедневной практике. Также гости из регионов выразили надежду на дальнейшее сотрудничество с московскими специалистами, в частности, с Городским психолого-педагогическим центром в рамках обучения на курсах повышения квалификации «Тьюторское сопровождение детей с РАС». Данные курсы были специально разработаны по запросу школ, нуждающихся в квалифицированных тьюторах.
Директор Городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская, эксперт Ассоциации инклюзивных школ, отметила: «II Всероссийская конференция стала площадкой для профессионального диалога специалистов из разных регионов нашей большой страны. Она позволила оценить результаты и определить стратегию развития комплексной помощи детям с РАС в условиях межведомственного взаимодействия, поставить новые задачи, такие как выстраивание преемственной вертикали комплексной психолого-педагогической помощи, разработка программ мягкой адаптации к условиям образовательной организации, интенсивная подготовка педагогических кадров, обладающими знаниями в области прикладного анализа поведения, технологий альтернативной коммуникации, приведение в единообразие терминологического поля».
Материал взят с сайта "Узловской газеты "Знамя" ссылка