Профобразование. Интерактивные кульманы и поля для испытания роботов: как школьники осваивают профессии будущего 19.07.2017

На фото учащиеся уже 10-ого профильного инженерного класса Гимназии № 1540 (Примечание Гимназии)

Изучить наноструктуру веществ и освоить геоинформатику теперь можно прямо в школьном кабинете. Что для этого делают современные образовательные учреждения и как устроены медицинские, инженерные, кадетские, академические и другие учебные программы?

Московские школы переходят на предпрофессиональное образование и больше похожи на исследовательские центры, научные лаборатории или рабочее пространство технопарка. Междисциплинарные учебные комплексы объединяют несколько исследовательских модулей и рекреацию, в которой размещаются интерактивные кульманы, поля для испытания роботов и коворкинг-зоны.

После изучения дополнительных дисциплин школьники могут сдать демонстрационные экзамены. Это публичное представление и независимая оценка полученных знаний и навыков. В 2016/2017 учебном году такой экзамен прошел впервые во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Школьники демонстрировали предпрофессиональные умения по направлениям «мобильная робототехника», «прототипирование», «мультимедийная журналистика», «музейное дело» и «комплексная безопасность. Военное дело».

Предпрофессиональное обучение и новые направления

В большинстве столичных школ действует более трех программ предпрофессионального обучения. К классическим гуманитарным и математическим классам добавляются медицинские, инженерные, кадетские, академические и другие. В рамках этих программ школы, вузы и компании-работодатели заключают трехсторонние договоры. Проект по созданию таких классов реализует московский Департамент образования. А учебные заведения могут присоединиться к нему при условии соблюдения требований к участию.

Школы, в которых действуют предпрофессиональные классы, оснащают современным оборудованием. В них появляются атомно-силовые микроскопы, программируемые станки, оборудование для проведения опытов по проверке прочности и герметичности, лазерные рулетки, клинометры, теодолиты и другие необходимые ученикам инструменты.

С 2013 года московские школьники также участвуют в проекте «Университетские субботы», который постоянно развивается и открывает новые направления — «Инженерные субботы», «Космические субботы» и «Субботы правовой грамотности». Их проводят на базе вузов, в музеях, домах творчества и на других тематических площадках. Программы включают лекции, экскурсии, практикумы и мастер-классы.

«Десмургия», «Бионика» и «Треш-робототехника»

Главная цель проекта предпрофессионального образования — помочь школьникам сформировать навыки и умения, необходимые для будущей профессии. В этом помогают высокотехнологичные медицинские и инженерные лаборатории, центры молодежного инновационного творчества и площадки медицинских организаций и производственных предприятий.

Учась в предпрофессиональных классах, школьники могут выбрать курсы, связанные с их будущей специальностью. В медицинских классах это «Десмургия», «Основы медицинской статистики» «Медицинская латынь», «Шаг в медицину», в инженерных — «Промышленный дизайн», «Треш-робототехника», «Лазерные технологии», «Алгоритмика», «Бионика», а в академических — «Методы научного исследования», «Теория вероятности», «Современная селекция и семеноводство» и «Генная инженерия». Еще один важный результат такого образования — осознанный выбор будущей профессии.

На занятиях школьники выделяют ДНК, исследуют химический состав почв и изучают тепловые эффекты химических реакций, на междисциплинарных практикумах проводят лабораторный физико-химический анализ, изучают наноструктуру веществ, занимаются геоинформатикой и анализом спутниковых данных. А проверить свои знания учащиеся могут на олимпиадах, чемпионатах профессионального мастерства и предпрофессиональном экзамене.

Также с прошлого года в столице работает проект «Профессиональное обучение без границ», участники которого, обучаясь в школе, получают удостоверение об освоении той или иной профессии на базе колледжа.

Чемпионаты профессионального мастерства

Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проводится в России с 2013 года. В нем принимают участие студенты. Традиционно москвичи показывают лучшие результаты в инженерии космических систем, медицинской оптике, поварском деле, ландшафтном дизайне, мобильной робототехнике и ряде других областей. На самых масштабных в России соревнованиях такого рода сборная Москвы второй год подряд занимает первое место.

За несколько лет число столичных образовательных организаций, подготовивших победителей и призеров чемпионата, увеличилось в три раза — с восьми учреждений в 2015 году до 24 в 2017-м.

Профессии будущего и специальности, востребованные в Москве

Предпрофессиональные образовательные программы разработаны таким образом, чтобы знания и навыки, полученные школьниками, отвечали требованиям необходимых Москве специальностей. Главное преимущество таких выпускников в том, что они обладают актуальными представлениями о профессиях будущего и владеют современными технологиями. Техносферная образовательная среда дает выпускникам московских школ серьезное конкурентное преимущество при поступлении в ведущие вузы.

Над усовершенствованием образовательных программ с точки зрения ориентирования их на профессии будущего постоянно работают. Например, весной этого года ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов предложил увеличить количество баллов в портфолио учащимся инженерных классов, а также объединить медицинские и инженерные классы в классы медицинской инженерии.

«Есть предложение также по некому междисциплинарному подходу, когда медицинские и инженерные классы мы могли бы объединить и сделать классы с названием либо “Медицинская инженерия”, либо “Инженерная медицина”. Я думаю, что конкурс будет очень высокий. Кстати, у нас в, казалось бы, ядерном университете открыт специальный Институт инженерно-физических методов в биомедицине. И конкурс прошлого года, конечно, превзошел все ожидания», — отметил он.

Отложенные трудовые договоры

В 2016 году в столице появился еще один инструмент профессионального ориентирования школьников — отложенный трудовой договор. Он позволяет столичным высокотехнологичным предприятиям решать проблему поиска перспективных молодых кадров. А талантливые школьники не только выбирают профессию, но и заранее решают, в какую именно компанию они пойдут работать после получения образования.

Отложенный трудовой договор, то есть трудовой договор с отложенной датой начала работы, позволяет работодателю заключить контракт с молодым специалистом, обучающимся по востребованной в компании специальности. Таким образом, работодатель берет на себя обязательство принять на работу специалиста после того, как он получит образование, не позднее двух месяцев после окончания вуза или колледжа.

По итогам прошлого года отложенный трудовой договор подписал 41 старшеклассник и студент. Начать работу они смогут после окончания учебы в вузе или колледже, а также после прохождения воинской службы. В марте этого года во время церемонии награждения победителей и призеров регионального чемпионата JuniorSkills еще четверо московских школьников подписали отложенные трудовые договоры.

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Фото источника

===
Материал взят с сайта Федерального интернет издания "Профобразование"
http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/board/20-1-0-1512