ЭКА. Зелёное движение России. 18.09.2016

Специально для нашего издания директор ГБОУ «Гимназия № 1540» Марина Владимировна Моисеева поделилась своими мыслями о воспитании в сегодняшней российской школе экологически ответственных детей, а заодно и их родителей.

Специально для нашего издания директор ГБОУ «Гимназия № 1540» Марина Владимировна Моисеева поделилась своими мыслями о воспитании в сегодняшней российской школе экологически ответственных детей, а заодно и их родителей.
Марина Владимировна – яркий, позитивный человек, заряжающий энергией всех вокруг. Она полна инновационных идей, которые постоянно реализуются на базе школы, и не боится смелых начинаний. Школа, которой она руководит, популярна – многие родители мечтают, чтобы их дети получали образование в гимназии № 1540, известной также как Технологическая школа ОРТ. Кроме того, эта гимназия является площадкой для разных экопроектов и инициатив.

Марина Владимировна, Вы много внимания уделяете экопросвещению. Расскажите, пожалуйста, насколько это важно?

– Экологическое просвещение – это так же важно, как и вообще образование. В течение 11 лет учителя передают подрастающему поколению знания, умения, базовые установки и принципы поведения, которые создают условия для его дальнейшего развития. Если мы что-то упустим, то потом это сложно сформировать. Ведь экологические компетенции уже сформированы к моменту выхода человека во взрослую жизнь.
Приведу пример. Москвичи знают, что несколько лет назад в отдельных районах столицы проводился эксперимент с РСО (раздельным сбором отходов). Городские власти потратили немалые средства, закупили и установили во дворах соответствующие контейнеры, а это… не сработало. Москвичи упорно не желали понимать, в какой контейнер что бросать, почему пластик надо выбрасывать отдельно от бумаги, и т.п. Если бы жители обучались экограмоте со школьной скамьи, то результат был бы другой.

На Вашем счету много экологических акций и других подобных мероприятий. Вы довольны их итогами?

– Я работаю директором в ГБОУ «Гимназия № 1540» с 2006 года. За это время мы участвовали в разовых акциях по раздельному сбору отходов, в конкурсах, посвященных экологической тематике. Мне и моим коллегам (надеюсь, что и детям) больше всего запомнился год, когда мы с сентября по апрель разрабатывали общешкольный проект «Зеленая школа», в рамках которого учащиеся 5–11-х классов выполняли проекты, посвященные экологической тематике. Среди них наиболее ярким стала работа о строительстве новых школьных зданий, ориентированных на экологический подход. Дети ездили в московские школы-новостройки, в интернете исследовали ситуацию с зарубежным образованием, прорабатывали темы экологического строительства, организации городского пространства и т.д. В итоге рабочая группа проекта сформулировала принципы создания и функционирования «зеленых школ», на которые мы до сих пор ориентируемся при разработке программы развития нашей школы.

Насколько легко в гимназии принимают Ваши инициативы? Есть ли сопротивление, или все-таки большинство коллег – Ваши единомышленники?

– Главная сложность в том, что учителя и администрация школ ориентируются только на рейтинги, показатели успеваемости, победы во Всероссийской олимпиаде школьников и т.д. Как бы руководители школ не понимали значимость данного направления воспитательной работы, в приоритете для них то, что выгодно для школы сейчас и только сейчас, что принесет средства, которые можно потратить на повышение зарплаты учителям, на развитие школы, на пресловутую «техносферу». Тратить усилия на экологическое образование, если это не приносит школе очевидных бонусов, сложно. Поэтому экологическое воспитание отдано на откуп учителям-предметникам, которые занимаются этим, как каждый из них считает нужным.
Еще недавно в 10-х классах московских школ шел одночасовой <то есть проводящийся один раз в неделю. – Прим. ред.> предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие». Я сама его вела в своей школе и могу с полной ответственностью сказать, что он был исключительно полезен для старшеклассников. Мы с ребятами сделали много проектов, исследований, рассмотрели Москву в качестве технополиса России и городскую экосистему одновременно. Жаль, что этот предмет уже нигде не преподается.

Что Вы скажете об открытом уроке «Хранители воды», который прошел в гимназии этой весной?

– Мы благодарны ребятам из экологического движения ЭКА, которые пришли к нам с идеей этого урока. Школе не хватает подобных ярких событий. Одно дело, когда учителя на уроках рассказывают об использовании воды, и другое – гораздо более увлекательное – когда в школу приходят интересные люди (чиновники, представители бизнеса, общественных организаций, СМИ) и в яркой и интересной для ребят форме показывают актуальность данной проблемы для города, страны, всего человечества. Это другой уровень восприятия учебного материала и возможность для учащихся ощутить себя частью глобальных событий, почувствовать, что грамотное с точки зрения экологии поведение влияет на события планетарного масштаба.
Учащиеся 7-х и 8-х классов готовились к «Хранителям воды» заранее, «погружаясь» в проблему на уроках естественно-научных предметов. Мне понравилось, что учителя географии, физики, химии, биологии и информатики заранее договорились в течение недели до проведения урока «Хранители воды» обсуждать с детьми проблему воды на земле с точки зрения предметных дисциплин. Это была хорошая «подводка» для итогового занятия.

Сам урок с участием медийных лиц стал настоящим праздником для учащихся, они с удовольствием выполняли задания, которые им давал Роман Плюсов, отвечали на вопросы и демонстрировали интерес. Каждый участник мероприятия унес домой памятку о рациональном использовании воды, которую полезно прочитать и взрослым жителям городов.

Вы уже не раз пытались внедрить РСО в гимназии. С какими трудностями Вы столкнулись и как все-таки добиться успеха в этом нетривиальном деле?

– К сожалению, эти попытки пока закончились ничем. Раздельный сбор отходов в образовательной организации – проблема, решаемая с точки зрения воспитательного и образовательного процессов, но нерешаемая с точки зрения поддержки со стороны компаний, обеспечивающих вывоз мусора в Москве.
О чем идет речь? Мы научим детей бросать мусор в соответствующие контейнеры, мы поставим на этажах школы специальные мусорные баки, мы обяжем сотрудников клининговых компаний выносить первично рассортированный мусор в контейнеры, установленные на особых площадках рядом со школой, а вот дальше… Дальше начинается «головная боль» у заместителя директора по ресурсам и контрактного управляющего школы. Их задача – найти компании, готовые правильно вывозить этот рассортированный мусор, а не сваливать его в общий мусороприемник. При этом раздельный вывоз мусора не должен быть в убыток школе. Школы сегодня должны экономить средства, заключать такие договоры с внешними организациями, чтобы суммы договоров не превышали средних по городу.
Пока, к сожалению, мы не нашли компанию, которая могла бы вывозить раздельно собранный мусор не в убыток школе.
Ситуация поменяется только при массовом переходе школ города к раздельному сбору отходов или при введении дотационных схем оплаты договоров. Ведь речь идет не только сборе и вывозе мусора, а о воспитании грамотных граждан, организованных, сознательных жителей, уважающих свой город.

Система экологического воспитания в школах XXI века с точки зрения Марины Моисеевой – какая она?

– Я много раз посещала школы Западной Европы, Израиля и США, где раздельный сбор мусора не что-то особенное, а часть ежедневной рутины, быта, к которому приучены и дети, и взрослые. Современные здания новых школ по замыслу, архитектурному проекту, конструкционным материалам с самого начала становятся «экологичными»: на пришкольных территориях видны ветровые электростанции, на крышах – солнечные батареи. Материалоемко, скромно, зато функционально и удобно. Много зелени, маленькие пришкольные участки даже в больших городах, где дети учатся взаимодействовать с природой, ухаживать, брать под опеку природные объекты и нести за них ответственность. Такая среда обучения способствует формированию экологического мышления и стиля поведения.
Экологическое воспитание – это метапредметный уровень воспитания. Его невозможно обеспечить в рамках одного учебного предмета: нужны объединенные усилия учителей разных предметов. Лучше, если такое воспитание станет частью ежедневной жизни школы.

Интервью подготовила Латыпова Гузель, пиар-менеджер движения ЭКА

Материал взят с сайта "ЭКА. Зеленое движение России".